История 9 класс (Урок№29 - Культурное пространство империи во второй половине XIX в.)

История 9 класс (Урок№29 — Культурное пространство империи во второй половине XIX в.)



История 9 класс
Урок№29 — Культурное пространство империи во второй половине XIX в: наука, образование, литература, художественная культура народов России. Повседневная жизнь разных слоев населения.

Сегодня вам предстоит узнать об особенностях быта и достижениях российской культуры во второй половине XIX в.
Вы научитесь систематизировать информацию, связанную с культурными достижениями, а так же различать многообразные жанры живописи.
Вы сможете называть имена крупнейших представителей науки и искусства, объяснять сущность художественных направлений, господствовавших в этот период, делать выводы об уровне образования в России к концу XIX века.

С великих реформ 60 – 70-х годов XIX века начался переход к индустриальному обществу.
Во 2-ой половине века городское население удвоилось.
Активно идет процесс урбанизации. Меняется внешний облик городов.
Образ жизни высших слоёв общества разительно отличается от жизни рабочих и бедной интеллигенции.
XIX век требовал большого количества образованных людей и специалистов. Реформа образования 1863 – 64-х годов привела к созданию трехступенчатой системы образования.
Начальная ступень — церковно-приходские, земские и государственные школы для детей, воскресные школы для взрослых.
Среднее образование — классические и реальные гимназии, преобразованные в 1872 году в реальные училища.
Выпускники гимназий могли продолжить свое обучение в одном из девяти университетов.
Социальным прорывом стало рождение женского образования.
Большой вклад в развитие педагогики внесли Лев Толстой, Николай Пирогов и Константин Ушинский.
Российские математики Чебышев, Марков и Ляпунов внесли вклад в развитие теории вероятностей, а Софья Ковалевская стала первой женщиной-профессором в России и северной Европе.
Исследования физиками электромагнитных явлений привели к изобретению электролампы. В 1895 году Александр Попов продемонстрировал созданный им радиопередатчик
Химическая наука обогатилась теорией строения органических веществ Бутлерова и периодическим законом Менделеева.
Масштабные исследования были проведены в области биологии Сеченовым, Павловым, Мечниковым, Тимирязевым. Докучаев основал новую науку — почвоведение.
Выдающиеся путешественники Семенов, Пржевальский, Миклухо-Маклай сделали множество открытий, исследуя азиатский регион.
Своим развитием историческая наука обязана Соловьеву, Ключевскому и Костомарову.
Реалистично отображали действительность XIX века Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Антон Павлович Чехов и другие.
Критическому реализму противостояло так называемое «чистое искусство». Поэты Фет, Тютчев, Майков не ставили перед собой социальных задач, тем не менее, их поэзия доставляла читателям истинное эстетическое наслаждение.
Музыканты 2-ой половины XIX века развивали традиции, заложенные Михаилом Ивановичем Глинкой.
В этом ключе творили композиторы содружества «Могучая кучка». Произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина исполняются и по сей день на сценах лучших театров мира.
Петр Ильич Чайковский покорил зрителей сказочной музыкой к балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».
В 60-е годы братья Александр и Николай Рубинштейны основывают консерватории, в которых стало возможным получить профессиональное музыкальное образование.
Ярко протекала во 2-ой половине XIX века и театральная жизнь. Ведущими драматическими театрами оставались Александринский в Петербурге и Малый в Москве, в народе его называли «Дом Островского».
Для музыкальных спектаклей были открыты сцены Большого и Мариинского театров.
Крамской, Перов, Ге, Репин оставили целую галерею прекрасных портретов своих современников.
Тонкими пейзажистами вошли в историю русского искусства Саврасов, Левитан, Поленов, Шишкин и Куинджи.
Сильнейшее впечатление производили на публику картины исторического жанра, написанные Василием Суриковым, Ильей Репиным и Николаем Ге.
Болью и сочувствием к людям труда были пронизаны социально острые произведения Василия Перова, Ильи Репина, Григория Мясоедова.
И, напротив, в удивительный мир сказочных и былинных образов погружал зрителя Виктор Васнецов.
Вторая половина XIX века дала России выдающихся мастеров скульптуры. Марк Антокольский создал образы многих исторических деятелей. Александр Опекушин — автор знаменитого памятника Пушкину в Москве.
Михаил Микешин воздвиг в Новгороде памятник «Тысячелетие России», впервые посвященный не отдельной личности, а величию государства.
В архитектуре этого периода господствовали два стиля.
Эклектика, подразумевающая стилевое смешение, нашла отражение в зданиях Архива Государственного совета архитектора МесмАхера и Балтийском вокзале архитектора КракАу.
В псевдорусском стиле выполнены здания Исторического музея, Городской думы и Верхних торговых рядов в Москве.
В целом, культура второй половины XIX века подготовила почву для Серебряного века русской культуры.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

19 комментариев для “История 9 класс (Урок№29 — Культурное пространство империи во второй половине XIX в.)

  1. АЛЕКСАНДР РУБИНШТЕЙН????!!!!! Вы что? Не Александр, а Антон! Музыковед плачет… :`(

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: