История 9 класс (Урок№34 -Серебряный век русской культуры. Повторительно-обобщающий урок.)

История 9 класс (Урок№34 -Серебряный век русской культуры. Повторительно-обобщающий урок.)



История 9 класс
Урок№34 -Серебряный век русской культуры. Повторительно-обобщающий урок.

Сегодня вам предстоит узнать о достижениях россий-ской культуры начала ХХ века.
Вы научитесь систематизировать информацию, связанную с достижениями культуры.
Вы сможете называть имена крупнейших представителей науки, искусства и их достижения, делать выводы о значимости вклада отечественных творцов в мировое культурное наследие.

Духовная жизнь рубежа столетий – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразилась сложность и противоречивость эпохи, полной острейших конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты.
Перемены, происходившие в экономической и политической жизни России, раскрепостили культуру, привели к ее небывалому подъему. В результате были созданы собственные варианты нового искусства. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.
Небывалый всплеск научных открытий наблюдался в биологии и физиологии. Труды И.П. Павлова и И.И. Мечникова были отмечены Нобелевской премией.
Рождаются и развиваются новые науки: почвоведение, сейсмология, астрофизика, геохимия. В.И. Вернадский создаёт теорию ноосферы, для которой разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле.
Возникает самолетостроение, закладываются основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.
Одновременно с этим переживает свой расцвет религиозно-философская мысль. Ее глубина и оригинальность позволили определить начало ХХ века как «золотой век» русской религиозной философии.
Художественной формой для выражения философских идей послужили литература и искусство.
Новая литература явилась способом постижения истины, установления мировой гармонии. При этом стало возможным сосуществование разных эстетических систем.
Параллельно друг с другом развивались такие крупные литературные течения, как реализм и модернизм.
Реалистическое направление обретало новые черты в творчестве И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова, М.А. Горького.
Внутри модернизма выделялись несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам: символизм, акмеизм и футуризм.
Лучшими представителями символизма в эпоху Серебряного века стали Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, 3инаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.
Акмеисты, напротив, провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов и возврат к материальному миру. Яркими представителями этого направления стали Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Анна Ахматова.
Упоенные новейшими достижениями техники футуристы отрицали всё наследие предшествующих эпох и абсолютизировали творческий произвол. Кубофутуристы Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и эгофутуристы во главе с Игорем Северяниным эпатировали читателей неологизмами, изменением поэтической ритмики, новым образом героя-хулигана.
Тенденции, определившие развитие литературы Серебряного века, были характерны и для изобразительного искусства. Реалистическое направление по-прежнему представляли передвижники И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.Н. Несторов, В.М. Васнецов.
Одновременно появились новые направления в живописи. Русскими импрессионистами по праву называют Константина Коровина и Валентина Серова.
Символизм нашел выражение в творчестве художников, входивших в объединения «Мир искусства» и «Голубая роза».
Им же пронизаны произведения выдающихся художников этой эпохи Михаила Врубеля и Кузьмы Петрова-Водкина.
Авангардизм стал смыслом художественных исканий эпатажных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Творческие эксперименты Василия Кандинского и Казимира Малевича привели к рождению абстракционизма, как самостоятельного художественного направления.
Модернистские веяния проникли и в театральную жизнь. Новые средства выразительности искали режиссеры В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, Е.Б. Вахтангов. Оплотом реалистического искусства стал Московский Художественный театр, открытый в 1898 году по инициативе К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Начало ХХ века – время творческого взлёта великих русских композиторов А. Скрябина, И. Стравинского, С. Рахманинова. В своём творчестве они пытались вырваться из рамок традиционной классики, создать новые музыкальные формы и образы.
Уникальным явлением Серебряного века стали Русские сезоны. В 1908-13 годах Сергей Павлович Дягилев представил восхищенной публике Парижа, Лондона, Рима и других европейских столиц русские балетные и оперные спектакли, театральную живопись и музыку. Дягилевские Сезоны прославили на весь мир Федора Шаляпина, Игоря Стравинского, балетмейстера Михаила Фокина, танцовщиков Вацлава Нижинского и Анну Павлову.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

4 комментария для “История 9 класс (Урок№34 -Серебряный век русской культуры. Повторительно-обобщающий урок.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: